Рассуждение о христианской музыке

Что есть пение для Бога
“И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
Если кто имеет уши слышать, да слышит!” (Марк.4:21-23)

Дорогие братья и сестры! Хочу поделиться с вами плодами своих размышлений над Словом Божьим, которые способны при-нести пользу тем труженикам на ниве Божией, кто стоит перед Господом и народом, славя Господа в псалмопении, а также тем, кто желает встать на этот прекрасный труд. Тот, кто просла-вляет Господа не один год, согласится со мной, что труд этот немалый.
Господь наш в силе и славе прославляется день и ночь сонмами ангелов, и слава Его бесконечно велика. Не взи-рая на все свои взгляды, восприятие, опыт, главной целью в пении мы должны ставить прославление Бога. Хвала Ему и слава за этот порой трудный, но благословенный и славный труд! Ибо мы, хоть и живем ныне на этой земле, являемся жителями неба, и пение на-ше должно быть сродно тому пению, которое звучит на небесах: “Я услышал на небе...: Аллилуйя! Спасение и слава, и честь, и сила Господу нашему!” (Откр.19:1).
Да! Мы — дети неба, если живем небом, если все наше сущес-тво наполнено Словом Божьим, верой, надеждой, любовью. Тогда наше пение будет отражать славу Царствия Божьего.
Мы — сосуды Божьи, и Господь Своим Духом Святым излива-ет через нас тот поток, который необходим людям на данный момент. Пение для Господа подобно свету во тьме. Насколько свет отличен от тьмы, так и пение для Христа должно быть отличным от мирской музыки. Если пение — от Бога, то оно подобно той свече, котороую невозможно не увидеть во тьме (да и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу). Сила Духа Святого начинает действовать в истинном славословии, и враг бежит от света. В Писании мы находим примеры, когда при прославлении Господа сходила великая сила.
НО кто имеет уши слышать, да слышит! Как различить ту дра-гоценность в исполнении, звучании, влагаемую в музыку и мане-ру? Это дар от Господа. И мы, левиты, должны иметь его. Мир пе-реполнен разной музыкой. Князь мира сего, упав, имеет своей целью, чтобы люди поклонялись ему. На небе была и есть музыка, прославляющая имя Господа. Но возгордившийся падший ангел создал другую музыку, которую по сей день преподносит людям, не знающим Бога.

Какое оно, духовное пение?

Музыка — это великое оружие. Но та музыка, что звучит здесь, на земле, — кто ей управляет? Как мы знаем, мелодии бывают раз-ного характера: спокойные, веселые, торжественные... Истинное духовное пение управляется Духом Святым. Какое оно? Господь сказал: “Я есмь путь, истина и жизнь”. Потому у Него и будем искать критерии, чтобы судить о том, каким должно быть пение, прославляющее Господа, угодное Ему.
Вспомним слова Господа о Духе Святом. “Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, ...Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин.15:26). Так, слова наших гимнов и псалмов должны свидетельствовать о Господе.
“И Он, пришед, обличит мир о грехе и о правде, и о суде. О гре-хе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему...; о суде же, что князь мира сего осужден” (Ин.16:8-11). Наше пение должно быть орудием Духа Святого в этой работе.
“Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на вся-кую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, по-тому что от Моего возьмет и возвестит вам” (16:13-14). Наша, левитов, задача — достигать духовного пения. Никто не знает, как поют ангелы на небесах, но есть истинный и верный Сви-детель между нами и небом — Дух Святой, Он Один зна-ет, как надо славить Бога. Пересмотрим все свои ощуще-ния, вкусы, мнения. Ищите Его руководства.
Вникнем в это место Писания. Наставляющий нас — Утешитель. От Духа Святого слышны звуки утешающие. Вспомним песнопения гонимых и страдающих за имя Христа: они были проникнуты благоговением, умалением.
Какой дух управляет песнопением в этом мире? Стра-шно вспомнить, что происходит на концертах рок-групп. Как становятся певцы великими в этом мире, чего это сто-ит? Такая музыка управляется иным духом. Но если срав-нить реакцию человека на эти два вида музыки, то она часто странно похожа: до мороза по коже. Почему? Люди начинают ка-чаться и плакать. Но заканчивается концерт, и они могут делать преступления. В этом мире встречается приятная, красивая музы-ка, которая наводит меланхолию, лень, тянет человека на “роман-тику”, “любовь”. Бывает музыка медитационная, бывает и возбуж-дающая, “заряжающая энергией”.
Дети Божьи должны стоять на страже. В последнее время мно-го разных музыкальных оформлений, манер. Левиты! Желая научиться полезному, прежде чем копировать что-то, особенно ма-неру певца, задайтесь вопросом: на каком духовном уровне эта ду-ша? Горит она для Бога или поет для своего честолюбия?
Кто имеет уши слышать, да слышит! Просите благословение на свои уши и сердца. Мы должны слышать, как мы поем и что слу-шаем. Ты слушаешь дома кассету — а там чуждый огонь, будь то слова или оформление (Лев.10). Тебе нравится так. Но... Лично каждый должен нуждаться в совете Божием при подборе и испол-нении гимнов, ведь Он один знает наши способности и таланты.

Пение, вдохновленное Богом, отражает Царствие Божие. “...Так что под тенью его могут укрываться птицы небесные” (Марк. 4:32). Птицы символизируют детей Божьих. Такое благословенное пение будет дарить облегчение в жару, согревать в стужу, сердца будут утешаться. Человек, незнакомый со Словом Божьим, когда услышит духовное пение, то слова псалмов, мелодия будут подоб-ны горчичному зерну, которое посеется и взойдет, и принесет плод свой. “Благодать излилась из уст Твоих” (Пс.44:3).
Книга Даниила, 5 глава: “Тогда принесли золотые сосуды... из святилища Дома Божия в Иерусалиме; и пили из них... В тот час самый вышли персты руки человеческой и писали против лампа-ды на извести стены чертога царского... “Ты взвешен на весах и найден очень легким”.Сосуды, посвященные Господу, — это мы. Наше пение должно иметь Божье действие: спасать, стучать, растоплять сердца, ка-саться каждого, а не одного или двух. Когда мы отделены для Не-го, то услышавший пение, руководимое Духом Святым, увидит на скрижалях своего сердца: “Ты взвешен и найден очень легким” и падет ниц перед Богом Живым.

Какие мы?

Но как бы нам самим, служащим Богу, не быть найденными легкими! Не бывает ли Наше пение поверхностно, когда должно иметь вес и ценность перед лицом Божьим? Слова наполнены ли глубоким смыслом? Слова — сердце — пение... Очень важна и аранжировка, вступление, окончание.
Слово Божье пропитано наставлением, как надо служить Богу, в частности, петь и славить Его. Молитесь, вникайте в него. Гос-подь Дух Святой может научить тебя петь манерой, интонацией, которые приемлемы христианскому пению,— учитывая твою ин-дивидуальность. Мы настолько все разные, и Господь, наш любя-щий Творец, желает прославляться через нас в многогранности звучания и бесконечном разнообразии Своего творения. Но что нужно нам, чтобы быть употребляемыми сосудами, чтобы потек-ли воды чистые?

4 книга Царств 2:19-22: “И сказали жители того города Ели-сею: вот, положение этого города хорошо...; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея”.
В этом месте Писания находим прекрасную аллегорию, относя-щуюся к нам. “Положение этого города хорошо...” Мы также мо-жем занимать хорошее положение: иметь способности, хороший инструмент, ободрение близких, стоять в хоре на высокой кафедре красивого молитвенного дома... Ты поешь, трудишься для Госпо-да, но то, что изливается через тебя, не имеет силы Божьей, не приносит плода доброго. Много можно стараться славить Бога красиво, талантливо, но это славословие может быть не услышано Господом и отрады и благословения не приносит слушающему, да и самому трудящемуся. “Вода нехороша и земля бесплодна...” По-чему?
Все ли в нашей жизни хорошо — на самом деле хорошо — или, может, это просто видимое? А что в сердце? Насколько искренно прославляем Бога? Оставлены ли наш ветхий Адам и плотская Ева? Какова жертва — без пятна ли и порока? Без близкого общения с Господом человек может заблудиться, и прославление от чистого сердца заменится честолюбием, достижением мечты красиво петь, желанием быть на виду.
Елисей просит новый сосуд, чистый. Мы в Господе омыты Кровью Святой, становимся новым творением. Отвергая старое то, что не славит имя Божье, с чистыми руками придем к Нему со славословием! Мы знаем слова: “От избытка сердца говорят ус-та”. Потому нам необходим Хлеб небесный, Божье Слово. Если мы будем пребывать в Господнем учении, жить, дышать им, от-крывая для себя Господа все больше и больше, то и пение наше бу-дет живо и действенно, подобно Слову, питающему его.
“И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: “Так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия”. Господь сказал нам: “Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее на попрание людям”. Чтобы наше прославление было действенно и приносило плод Богу, нам необходимо стремиться к чистоте и святости. Не забудем, что мы стоим перед Богом Живым! Но если сердце упор-ствует, то теряет силу. Бесплодное же предается огню.

Читаем дальше. 4 Цар.2:23-24: “И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмеха-лись над ним, и говорили ему: иди, плешивый! Иди, плешивый! ...Вышли две медведицы из леса и растерзали из них 42 ребенка...”
Молодые левиты, бывает, увлекаются игрой на электроинстру-ментах, фонограммами, но несет ли это благоговение перед Богом? Юное сердце не всегда может отличить плотское от духовно-го. Но есть старцы, пережившие гонения и много горя. Чаще всего именно такие души лучше чувствуют благословение в пении или любование собой и духовную фальшь. “Сестрич-ки, музыку потише...”— и сохрани вас Бог не бодрствовать в этот момент! Уважайте старость, почитайте тех, кто перед вами сидит. Эти души жаждут живой воды, они хотят уте-шаться, ободряться, благодарить Господа. Ничто не мало-важно перед Богом, Он благословит вас в вашем послуша-нии и смирении. Не скажи: “Иди, плешивый! Ты ничего не понимаешь в музыке...”
Должно помнить: если ты, левит, хочешь быть истинным сосу-дом, то ты не принадлежишь себе самому, ты надобен Господу, ты нужен тем людям, которые желают слышать славу Божью. Господь через пение совершает чудеса. Помните, как пали стены Иерихо-на? Впереди шли левиты. Потому не забывайте: на вас смотрят. И как вы стоите перед народом — немаловажно.
Вспомним псалмы Давида. Пс.32: “Радуйтесь, праведные , о Господе: правым прилично славословить”. “Он любит правду и суд, ...вникает во все дела их”. Господь видит, как мы славословим, с какими мыслями и сердцем, испыты-вает, каковы мы перед Ним. Но, между прочим, прав-да Божия должна находить свое отражение и во внешности нашей. На что обращают внимание люди? Одежда, поведение, выражение лица, разговор... Если мы не выполняем общечеловеческие нормы приличия, то стоит задуматься: что не так у меня, как у христиани-на? Мы должны во всем быть светом, стремиться к совершенству.
Царь Давид имел дерзновение говорить: “Суди меня по правде Твоей” (Пс.34:24). Его хвалу Бог принимал, потому что он был прав перед Богом. И в словах псалмов Давида можно видеть его страх перед Богом, благоговение, упование и надежду. “Ищите... прежде Царства Божия и правды Его” (Матф.6:33).

Каков этот труд?

Прославлять Бога в пении — это труд! И кто желает этого,— не думай, что это так просто и “здорово”: стоять перед народом и красиво петь. Если ты хочешь прославлять Бога так, как хочет это-го Он, чтобы твои усилия были не впустую, знай: духовное пение — это, прежде всего, труд души, который включает и молитвы, и работу над собой, и постоянную борьбу. Ох, как напрасно все мо-жет быть, если ты будешь трудиться для осуществления желаний своего “я”, для собственного удовлетворения! Результат и звучать может очень красиво, и похвалят тебя непременно, но будет ли то весомо в очах Божиих?
Вот, ты спел. И уже спешат сказать: “Ах, это было чудесно!” От сердца ли ты скажешь: “Слава Богу!”? Или согласишься, будешь обольщен: у тебя все хорошо, спи дальше. Не останавливайся, анализируй и стремись вперед!
Талант, данный Богом, необходимо пускать в оборот — на слу-жение Господину, а не себе или чему иному. Для каждого наступа-ет час, когда Господь взвешивает на Своих весах: насколько весо-мо твое служение, имеет ли цену и чем наполнено: для тебя, для Бога и для слушающих сердец. Именно сердец, так как наше сла-вословие должно исходить из нашего сердца и проникать в люд-ские сердца. Вот тогда оно весомое, ценное и золотое.
О золоте сказано, что оно переплавляется в горниле, очищается огнем. Если мы хотим донести смысл слов, то прежде всего дол-жны вникнуть в них, пережить, понять и осознать их. А понять глубоко мы сможем, если будем во всей жизни своей ходить в близком общении с Господом, вникая в себя и в Писание. Как ты сможешь зажечь народ, если сам сник и еле тлеешь? Как сможешь донести смысл гимна о вере, когда сам хромаешь, колеблешься?! Можно читать, слышать, но прежить — это совсем иное. Если сердце кричит: “Господи, я люблю Тебя!”, то уста не смогут спеть вяло и уныло. Если в сердце — сокрушение, то не споешь напы-щено и гордо.
Дорогие братья и сестры! Как бы мне хотелось вас призвать проснуться, ободриться, встать и нуждаться перед Господом! Ведь наш левитский труд велик в очах Божьих. Не зря столько ставится преград и препятствий со стороны врага. А для того, чтобы Гос-подь благословил, нам нужно самим прилагать усилия. Видя, как отдаются любимому труду люди в этом мире, иногда становится больно и досадно. Насколько порой больше у них усердия и на-стойчивости! Главное в труде — ставить задачу и стремиться к це-ли. К чему мы должны стремиться в музыкальном служении? Та-ких задач много. Главное — привести людей к Господу, растопить греховный лед.
В музыке есть очень важное умение — это слушать. “Имеющий уши, да слышит”. Читая этот стих, мы понимаем, что все имеют уши, но все ли слышат? Все ли понимают? Дорогие друзья, если мы не бу-дем слушать, как мы поем, то не сможем донести смысл того, что поем.
Что значит слышать? Как в разговорной речи одно и то же предложение можно сказать по-разному: строго, важно, лас-ково, нежно, так и в пении интонация имеет важное значение. Из-вестно, что на профессиональной сцене среди красивой, даже бле-стящей техники редко сейчас услышишь мягкость и теплоту пере-живаний. Этот мир тоскует по “живому” звуку! А мы, христиане, должны, обязаны иметь живое, духовное пение.
Левитам нужно просить у Господа уши, которые могли бы раз-личать фальшь звука, слова и интонации. Если ты воспе-ваешь о славе Господа и о небе, то слышащий должен чув-ствовать это в твоем дыхании, пении, ощутить, что небо — вот, раскрылось, небо широкое, необъятное... Стремись к этому. Ставь задачи: как музыкальные, так и духовные.
В любом музыкальном учреждении у ученика в первую очередь проверяют слух. Все дети очень разные. Но пре-подаватель учит прежде всего “на слышании”, передавая свое мастерство. Приходит время экзаменов, где предста-ют ученики разных педагогов. И вот, манера пе-дагога, звукоизвлечение, интонация — все отпе-чатывается на его ученике, как почерк.
Чьими учениками мы являемся? “Господи, научи меня петь! Благослови каждый вздох и выдох, каждую интона-цию, каждое слово, каждое движение в игре и дирижировании! Оживотвори меня в этом чудном Богом данном мне труде! Благо-слови Твоей мерой, Твоей силой, помоги мне быть употребляе-мым и наполненым сосудом!” Бывает, нужно и смелости просить. Ведь порою страшно открыть свои эмоции, а порой и не умеем.
Творец желает использовать нас сообразно нашей индивиду-альности и прославляться в многогранности и разнообразии Свое-го творения. Но внутренне мы должны быть всегда настроены на волну, источник которой — Бог, а ловить Его импульсы мы смо-жем, только находясь в Его присутствии. Как радио, передающее звуки от Него. Когда мы внутренне смотрим на Христа, то пение польется из наших уст именно то, какое необходимо для слушате-ля — для каждого присутствующего в зале. На коленях и в труде мы сможем получить то желанное, к чему стремимся, от чего уставшее в мире сердце содрогнется и скажет: “Что это? Я такого не слыхал”.
Господь поможет Духом Святым тем, кто приложил все свое старание и усилия. Дорогие, не будем закапывать свой талант, но преумножать данное Богом во много крат! Всегда помните, что “Стучащему отворят и просящий получит”. Пусть не придется в конце сказать: “Прости, что делал дело Твое небрежно!”
Подумайте: не все плоды растут на кустах и деревьях, есть и такие, которые можно достать, лишь копая. И работа над гимном подобна тому, как достают картофель руками. Не доработал, дос-тал 3-4 картофелины близко к поверхности земли — еще прило-жи усилия и приумножишь плоды, может, и в три раза. Господь благословляет в усердии, а не в пассивности и лени. Нам надо находить еще больше возможностей лучше служить Господу, про-сить Его, чтобы Он ту технику игры и пения, которые мы имеем, научил нас правильно употреблять, иметь ее как средство сделать пение богаче и выразительней.
В близком общении с нашим истинным Учителем мы сможем достигнуть нужной цели, и наш дух с восклицанием запоет, пото-му что мы сделали все, что могли: “Готово сердце мое, Господи, готово сердце мое. Буду петь и славить... Буду славить Тебя, Господи, между народами, буду воспевать Тебя среди племен. Ибо до небес велика милость Твоя, и до облаков истина Твоя, будь превознесен превыше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!” (Пс. 56:8,10-11).


Hosted by uCoz